Внедрение маркетинговых технологий в практическую деятельность организаций посредством формирования у будущих специалистов готовности проявления способностей осуществления синергизма маркетинга знаний и эффективного маркетингового анализа в условиях огран

Внедрение маркетинговых технологий в практическую деятельность организаций посредством формирования у будущих
специалистов готовности проявления способностей осуществления синергизма маркетинга знаний и эффективного маркетингового
анализа в условиях ограниченной информации


В современных условиях необходимы сформированность у специалиста способности осуществлять синергизм маркетинга знаний и возможность осуществления специалистом эффективного маркетингового анализа в условиях ограниченной информации. Эффективность работы специалиста может иметь предпосылкой эффективную профессиональную подготовку, адекватную сфере будущей профессиональной деятельности, чтобы уменьшить время необходимое для адаптации молодого специалиста к условиям труда и условиям которые перед ним ставит профессиональная деятельность.
В связи с изменениями содержания социально-экономических отношений в обществе и деятельности образовательных учреждений на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Процесс реформирования системы образования предполагает обеспечение качественной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, осуществление которой основывается на творческом подходе преподавателя к формированию у них профессионально значимых компетенций.
Сложившаяся ситуация требует формирования у будущего специалиста в стенах вуза необходимых для профессиональной деятельности свойств личности, умений и навыков.
Способность специалиста осуществлять эффективный синергизм маркетинга знаний и маркетинговый анализ в условиях ограниченной информации может напрямую зависеть от возможности быстрого осуществления специалистом эффективного самообразования и саморазвития в процессе профессиональной деятельности.
С целью актуализации и выявления необходимых для профессиональной деятельности свойств личности, умений и навыков нами были проведены анализ и синтез научного знаний и проведено специальное исследование необходимых и актуальных свойств личности, умений и навыков необходимых специалисту в процессе профессиональной деятельности.
В результате проведенного анкетирования будущих специалистов удалось выяснить, что.
- 95,9% будущих специалистов хотели бы обладать знаниями, которые могли бы повысить эффективность их самообразования. 93,8% будущих специалистов хотели бы обладать знаниями, которые могли бы повысить эффективность их саморазвития; 84,4 % будущих специалистов ставили перед собой задачу повысить эффективность своего самообразования. 87,9 % будущих специалистов ставили перед собой задачу повысить эффективность своего саморазвития;
- Только 33,3% будущих специалистов считают, что могут эффективно организовать свое самообразование. 46,9 % будущих специалистов считают, что могут эффективно организовать свое саморазвитие. 87,5% - занимаются саморазвитием в процессе самообразования. 41,9% будущих специалистов не занимаются саморазвитием вне самообразования. 56,3% будущих специалистов считают необходимым ежедневное самообразование.
- 97% будущих специалистов выделяют в качестве причины трудностей при самостоятельной организации саморазвития - отсутствие теоретической и практической подготовки к саморазвитию. Аналогично - 83 %
будущих специалистов в качестве причины трудностей организации самообразования видят отсутствие теоретической и практической подготовки к самообразованию.
Таким образом в результате опроса, будущие специалисты заявили, что хотели бы обладать следующими профессионально значимыми свойствами и качествами личности, навыками, умениями и способностями: «умение быстро реагировать на изменение ситуации, коммуникативные качества, высокая скорость набора на клавиатуре, быстрое чтение, быстрое запоминание учебного материала, умение держать себя в руках, хорошее знание компьютера и умение им пользоваться, развитая воли, способность быстро переключаться с одного дела на другое, умение быстро запоминать, быстро писать, хорошая переключаемость внимания, умение доводить начатое до конца, самоконтроль, воля, коммуникабельность, настойчивость, скорочтение, хорошо разбираться в Интернете и др.». Приведенные будущими специалистами профессионально значимые свойства и качества личности, навыки, умения и способности как раз могут определять эффективную профессиональную деятельность специалиста в области синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
Эффективность работы специалиста, позволяющая качественно осуществлять эффективный синергизм маркетинга знаний и маркетинговый анализ в условиях ограниченной информации может быть определена возможностью специалиста алгоритмизировать свою деятельность, по решению конкретной задачи. Например, будущие специалисты, обладающие положительной устойчивой мотивацией к саморазвитию, вырабатывают алгоритм изучения материла. По результатам опроса, можно сделать вывод, что часть будущих специалистов (54,4% опрошенных) составили для себя определенный алгоритм изучения материала. Увеличение количества специалистов способных к алгоритмизации своей деятельности может способствовать повышению эффективности деятельности специалистов, позволяющей качественно осуществлять эффективный синергизм маркетинга знаний и маркетинговый анализ в условиях ограниченной информации.
В результате можно выделить следующие показатели готовности будущих специалистов к осуществлению эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
1. Показатели проявления основных психологических свойств: памяти, воли, логического мышления, интеллекта.
2. Личностные качества: самостоятельность, уровень развития уверенности в себе, в своих силах, наблюдательность и сообразительность.
3. Навыки и умения, необходимые специалистам.
3.1. Готовность к сосредоточению и вниманию.
3.2. Готовность к самоуправлению, самодисциплине, самоорганизации.
3.3. Готовность к самоконтролю, саморегуляции.
3.4. Готовность к структуризации, систематизации, организации.
3.5. Готовность к работе за компьютером и с информационными технологиями.
3.6. Готовность к поиску информации.
3.7. Готовность скорочтения.
3.8. Умение проявлять метапамять.
3.9. Готовность к коммуникации и общению. Наличие коммуникативного контроля в общении.
4. Личностный показатель: профессиональный интерес.
Приведенные показатели готовности будущих специалистов к осуществлению эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации можно использовать в процессе подготовки будущих специалистов и принятии решения о приеме на работу по соответствующим направлениям деятельности.
Эффективность подготовки будущего специалиста должна основываться на побуждении, подготовке, руководстве, сопровождении профессионального саморазвития будущего специалиста со стороны преподавателя, использовании и генерации будущими специалистами алгоритмов осуществляемой деятельности. Продвижение будущего специалиста последовательно с более низкого уровня на более высокий должен сопровождаться уменьшением влияния преподавателя. В связи с этим можно выделить следующие три уровня влияния преподавателя на будущего специалиста:
1)  преподаватель на основе определенной совокупности умений, может побуждать, формировать готовность, руководить, педагогически сопровождать профессиональное саморазвитие и самообразование будущего специалиста. Под его руководством проводятся тренинги; проходит обучение условиям эффективного самообразования, условиям эффективной работы памяти;
2)  на втором уровне влияния – преподаватель может проводить тренинги и побуждать будущего специалиста к алгоритмизации деятельности, может осуществлять педагогическое сопровождение деятельности будущего специалиста;
3)   на третьем уровне преподаватель должен переходить к побуждению будущего специалиста к самостоятельному и творческому использованию алгоритмов деятельности, профессиональному саморазвитию и самообразованию.
Теоретическая и практическая основа формирования готовности будущих специалистов к осуществлению эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации должна включать в себя следующие элементы.
1. Теоретическая подготовка.
1.1. Изучение будущими специалистами условий эффективного самообразования, условий эффективной работы памяти и способов их выполнения.
1.2. Приобретение навыков поиска и работы с материалом, структуризации, систематизации, организации, разбиения по смыслу материала, приемов скоростного чтения.
1.3. Использование алгоритмов.
1.4. Изучение предлагаемой литературы.
2. Практическая подготовка.
2.1. Практические занятия, на которых практически изучаются различные алгоритмы, методы, способы профессиональной деятельности.
2.2. Практические занятия по использованию навыков структуризации, систематизации, организации, разбиения по смыслу материала, навыков поиска и работы с материалом.
Выполнение следующих условий эффективной профессиональной деятельности может способствовать повышению качества осуществления синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
1. Саморазвитие качеств, свойств будущих специалистов и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.
2. Эффективная самостоятельная познавательная деятельность. Повышение эффективности самостоятельной познавательной деятельности требует обучения эффективной организации самообразования и развития навыков так как будущие специалисты в большинстве своем не обладают ни навыками, ни умениями саморазвития, самостоятельной работы, самостоятельной познавательной деятельности и самообразования: «по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют рас­пределять свое время; 85% не думают, что его можно распреде­лять» [4,255]. Такая работа по повышению эффективности самообразования и саморазвития, кроме всего прочего, может повысить профессиональную привлекательность будущего специалиста в виду повышения самостоятельности человека.
3. Рациональная интенсификация познавательной деятельности.
С целью повышения эффективности, можно предложить проводить самообразование на максимально возможной скорости с максимально возможным качеством, чему может помочь изучение и внедрение использования и учитывания в процессе организации своей познавательной деятельности условий эффективной работы памяти, изучения, сохранения, воспроизведения и работы с информацией и дополнительное развитие памяти, скорочтения: «В разработанной экспериментальной системе развивающе­го обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы: — принцип обучения на высоком уровне трудности. Его ре­ализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоле­ние препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изу­чаемых явлений» [4,117].
Такая работа может способствовать не только сиюминутному повышению качества работы, но планомерному профессиональному развитию специалиста в долговременном периоде: «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не толь­ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» [2,231].
4. Максимальное и интенсивное использование возможностей будущего специалиста в ходе познавательной деятельности.
Работая на пределе возможностей и на незначительное время превышая свои возможности своего уровня развития, будущий специалист можем тем самым добиться сдвига ограничений сенсорных возможностей, возможностей памяти, скорости чтения, поиска информации и др. в сторону их увеличения, повышения скорости и качества работы, то есть повысить свою профессиональную готовность: «Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С. Выготскому» [4,122].
Уплотнение, ускорение и повышение качества процесса познавательной деятельности приведет к повышенному количеству информации, обрабатываемой и сохраняемой мозгом, и, как следствие, может привести к появлению способности к эффективному синергизму маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации. Поэтому можно предложить создавать и использовать алгоритмы, которые будут заботится о повышении эффективности запоминания материала.
Для возможности такой работы человек должен пройти определенную подготовку. Для обеспечения эффективности такой подготовки необходимо выделить из научной литературы условия эффективной работы памяти и условия эффективной познавательной деятельности будущего специалиста, которые в процессе профессиональной деятельности могли бы использоваться с целью самокоррекции.
Анализ научной литературы [4,256-257] и др. позволил выделить следующее деление условий эффективной познавательной деятельности будущих специалистов и как следствие условий эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
1. Условия эффективной работы памяти (изучения, повторения, сохранения, воспроизведения материала).
2. Условия и способы эффективного скорочтения.
3. Условия и способы эффективной работы с информацией (поиск, переработка информации).
Условия эффективного поиска информации можно предложить с целью повышения достоверности и повышения практикоориентированности выводить каждому будущему специалисту, включенному в познавательную деятельность для себя самостоятельно исходя из условий труда, материальных возможностей, уровня образования, уровня имеющегося развития, доступности информации (библиотеки, Интернет), владения техническими средствами (компьютер, видео-фото техника, диктофоны и т.п.). В общем, в связи с развитием информационных технологий повышению эффективности познавательной деятельности может послужить владение компьютером и информационными технологиями, а также использование их при познавательной деятельности.
4. Совершенствование саморегуляции.
Совершенствование саморегуляции способствует повышению эффективности саморазвития и самообразования, развитию личности: «Состояние комфортности, удовлетворенности и ситуативного покоя – показатель реализованной саморегуляционности, возникающее при реализации потребности /личностное саморегулирование/ и при реализации социальной обязанности /профессионально-педагогическое саморегулирование/. Последнее способствует развитию личности» [7,29]. Следовательно, достаточно высокий уровень саморегуляции способствует повышению качества профессиональной деятельности.
5. Саморазвитие воли будущих специалистов.
6. Использование самоинструктажей. С целью направления деятельности, побуждения будущих специалистов можно порекомендовать будущим специалистам использовать самоинструктажи перед началом познавательной или профессиональной деятельности. Самоинструктаж может включать в себя: инструктаж о последующей деятельности, напоминание о существенных моментах организации эффективной деятельности, инструктаж о грамотной организации самостоятельной работы, стимуляцию мотивации, генерацию интереса, настрой на работу и др.
7. Информационное обеспечение профессиональной деятельности. Умение работать с объемными источниками информации, умение структурировать и разбирать информацию может быть необходимо для эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации: «Человек должен уметь находить необходимую информацию, ее анализировать, обобщать, дополнять, применять и создавать» [5,7].
8. Качественное представление и оформление материала. Некачественное представление материала может понизить качество профессиональной деятельности. Для повышения эффективности работы материал можно предложить подбирать в удобном представлении (он должен быть: легкодоступен, структурирован и т.д.): «Поскольку на внимание влияют эмоции, надо заботиться о возникновении положительных эмоций у студентов. Этому должен способствовать и внешний вид, и содержание учебных материалов» [1,183].
Также определенное влияние оказывают и цветовые характеристики оформления материала: «Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект» [6,216].
Литература
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
2. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.2 : Проблемы общей психологии / Л.С. Выгтский; под. ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
3. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – М. : Финпресс, 1999. – 656 с.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос, 2001. – 384 с.
5. Кочетов, А.И. Педагогические технологии: учебное пособие / А.И. Кочетов. – Славянск-на-Кубани, 2000. – 200 с.
6. Психологические тесты : в 2 т. Т. 1. / под. ред. А.А. Карелина. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 312 с. : ил.
7. Сохранов, В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования / В.В. Сохранов; под ред. Н.Ф. Радионовой. – Пенза : ПГПУ, 1996 г. – 121 с.

Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)

← Назад в раздел