Условия эффективного обучения связанные с применением информационных технологий

Условия эффективного обучения связанные с применением информационных технологий

Сам процесс консультирования и процесс обучения тесно связаны между собой. Как следствие повышению качества консультирования может способствовать выполнение условий эффективного обучения и применения современных информационных технологий.
1. Саморазвитие качеств, свойств личности, а также навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.
Развивать профессионально значимые свойства личности можно с привязкой к познавательной деятельности: «Обучение, по
Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие» [28, с. 127].
В соответствии с тенденциями развития высшего образования у студентов увеличивается нагрузка на самостоятельную познавательную деятельность: «в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: …увеличение роли СРС. Был взят курс на некоторое сокращение в вузе лекций и увеличение часов на СРС» [6, с. 225] (СРС – самостоятельная работа студентов). Следовательно, познавательная деятельность занимает достаточно много времени, это может привести к тому, что на целенаправленные тренировки по саморазвитию студентам может быть не достаточно ни мотивации, ни времени.
В то же время развитие профессионально значимых свойств личности на современном этапе развития человечества является важнейшей задачей педагогической психологии [17, с. 97], педагогики, профессионального образования и образования в целом: «Цель образования – воспитание творческой личности, активно познающей, создающей и развивающей себя во имя жизненного самоопределения» [23, с. 5].
Поэтому достаточно эффективным может оказаться развитие профессионально–значимых свойств личности как непосредственно в процессе познавательной деятельности (самообразования и самостоятельного изучения материала), так и отдельно от нее, но сопровождая познавательную деятельность: «обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека» [17, с. 97].
Развитие некоторых профессионально значимых свойств личности может иметь своей направленностью именно ускорение и повышение качества работы с информацией, улучшение работы памяти, скорости чтения, сенсорных регистров. Например, в педагогиче-ских профессиях, работе психолога, программиста и т.п.
Следовательно, одним из вариантов развития свойств личности, необходимых для качественной познавательной деятельности, является развитие этих свойств личности именно во время познавательной деятельности [17, с. 97]. Это следует из закономерности в соответствии с которой те свойства личности, которые мы используем в конечном счете и будут наиболее интенсивно развиваться: «чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области» [46, с. 9192]. Например, учась запоминать стихи, и запоминая каждый день по некоторому количеству стихов, мы научимся прекрасно запоминать стихи и разовьем свойства личности необходимые для ускорения и повышения качества запоминания стихов, но этим мы (вопреки многочисленным заблуждениям некоторых педагогов) в достаточной мере не ускорим и не улучшим качества запоминания, например, технической информации. То есть мы научимся в основном только запоминать стихи и разовьем свойства личности необходимые для этого и ничего больше
в необходимой достаточно мере. Следовательно, для какой деятельности готовится специалист, в процессе той деятельности и будет эффективным саморазвитие профессионально значимых свойств личности. Так как высшее образование предполагает в дальнейшем интеллектуальную работу, которая непосредственно связана с познавательной деятельностью, следовательно, наиболее предпочтительным можно считать развитие профессионально значимых свойств личности именно в процессе познавательной деятельности или с привязкой к ней с прямой направленностью на повышение ее качества и скорости [17, с. 236].
К тому же в связи с «разбавлением» задач саморазвития задачами самообразования в данном случае будет повышаться качество использования временных ресурсов и работы в связи с растяжением во времени достижения задач саморазвития и самообразования и, как следствие, снижения нагрузки и повышения работоспособности: «Говоря о важности распределения упражнений во времени, К. Ховланд подчеркивает зависимость их концентрации или распределения от самого материала» [17, с. 244].
Из сказанного выше следует: …то, что будет способствовать повышению качества и скорости познавательной деятельности будет способствовать и повышению качества и скорости развития профессионально значимых свойств личности. Поэтому в дальнейшем условия эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности будут выделяться из расчета: 1) повышения качества и скорости саморазвития профессионально-значимых свойств личности; 2) повышение качества и скорости познавательной деятельности (навыков переработки, запоминания, хранения информации и др.): «важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. необходимо научить студентов учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными определенными знаниями» [17, с. 224]. Т.е. условия эффективного саморазвития и самообразования студентов будут рассмотрены в едином списке.
Саморазвитию в процессе самообразования может способствовать использование компьютерных технологий. Например, развивать скорочтения в процессе чтения теста с использованием программы тренажера скорочтения и т.п.
2. Рациональная интенсификация познавательной деятельности.
Повышение эффективности самообразования может являться условием саморазвития профессионально значимых свойств личности студентов. С целью повышения эффективности, можно предложить проводить самообразование на максимально возможной скорости с максимально возможным качеством, чему может помочь изучение и внедрение использования и учитывая в процессе организации своей познавательной деятельности условий эффективной
работы памяти, изучения, сохранения, воспроизведения и работы
с информацией и дополнительное развитие памяти, скорочтения:
«В разработанной экспериментальной системе развивающего обучения, по Л. В. Занкову, заложены следующие принципы: принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении)» [17, с. 117].
Такая работа может способствовать не только сиюминутному повышению качества работы, но планомерному развитию профессионально значимых свойств личности студентов в долговременном периоде: «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» [13, с. 231].
Компьютерные технологии за счет сокращения временных затрат на доступ, поиск, смену, систематизацию, обработку информации, могут способствовать интенсификации познавательной деятельности.
Из этого условия эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования вытекает следующее.
3. Достаточное качество самоконтроля саморазвития личности студентов. Использование специальных средств самоконт-роля.
В ходе саморазвития и самообразования очень важную роль играют навыки и используемые способы самоконтроля: «Существенную роль в выполнении принятого решения играет самоконтроль и самооценка» [33, с. 351]; «Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать …определение формы и времени самоконтроля» [17, с. 260]. Самоконтроль, в соответствии с исследованиями Сохранова В. В., является одним из уровней само-регуляции личности [69, с. 31].
Очевидна зависимость между временем, затраченным на обучение, и качеством, объемом полученных знаний, а также навыков и повышения уровня развития в ходе познавательной деятельности: «Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения» [46, с. 432]. Анализ литературы [17, 69, 70] и опыт собственной педагогической деятельности позволяют сделать вывод о том, что самоконтроль может повысить степень сосредоточенности и способствует повышению количества времени, затрачиваемого на познавательную деятельность: «В любом варианте всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление» [17, с. 213]. Следовательно, самоконтроль может позволить повысить количество времени, затрачиваемого студентами целенаправленно на самообразование и саморазвитие и уменьшить количество времени, затрачиваемое на безделье.
Используемые во время самоконтроля средства самоконтроля, с прописанными в них целями саморазвития и самообразования, а также их составление, могут способствовать улучшению связи между целями, которые ставит перед собой студент, и теми действиями, которые он предпринимает для достижении этих целей: «важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки» [46, с. 430], а также осознанию целей самообразования и саморазвития: «Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми» [46, с. 432].
В качестве примеров средств самоконтроля, могут выступать электронные таблицы и бланки самоконтроля.
4. Использование студентами бланков общего и ежеминутного самоконтроля.
В качестве средства самоконтроля можно использовать бланк, представляющий собой разлинованную таблицу, каждая ячейка которой обозначает одну минуту жизни человека. При проведении самоконтроля в таблице заштриховывается площадь, соответствующая времени, затраченному на ту или иную деятельность и описывается эта деятельность в двух-трех словах, например изучал возрастную психологию.
Вместе с этим средством можно предложить использовать бланки самоконтроля с прописанными в них целями саморазвития, средствами, способами и другой необходимой информацией.
Жизненные цели людей можно разделить условно на несколько уровней.
1. Религия, благополучие в загробной жизни или (в качестве альтернативы) атеизм.
2. Организация жизни (то, о чем говориться «Делу время…»).
2.1. Физическое, телесное.
2.1.1. Здоровье, оздоровление.
2.1.2. Спорт, боевые искусства.
2.2. Общественное и социальное.
2.2.1. Личная жизнь.
2.2.2. Необходимость продолжения рода, дети, их благополучие.
2.2.3. Коммуникации.
2.3. Интеллектуальное и деятельностное.
2.3.1. Повышение уровня развития и возможностей.
2.3.1.1. Образование, самообразование.
2.3.1.2. Развитие, саморазвитие.
2.3.1.3. Накопление и сохранение информации (книги, диски и т.д.).
2.3.2. Деятельность.
2.3.2.1. Наука.
2.3.2.2. Бизнес.
2.3.2.3. Работа.
3. Получение удовольствий.
Для реализации эффективной планомерной и регулярной работы по каждому из выбранных человеком себе направлений саморазвития и поддержания самоконтроля за саморазвитием по каждому из перечисленных уровней можно предложить использовать свой бланк самоконтроля, для проведения ежедневного самоконтроля, организации, планирования, самокоррекции, пометок и подведения итогов проделанной работы по тем или иным целям, а также отдельную таблицу для проведения краткосрочного планирования.
По каждому из перечисленных уровней создается отдельный бланк самоконтроля. В бланке самоконтроля прописываются задания, цели, способы достижения целей и другая информация, необходимая для коррекции саморазвития и самообразования. Во время работы в бланках делаются пометки о проделанной работе, отмечаются пожелания на будущее, прописываются новые задания и цели, вносятся изменения в бланк, которые должны будут отразиться в следующей редакции бланков самоконтроля на следующий день, неделю или другой срок.
Например, в бланках по перечисленным направлениям могут присутствовать записи:
1) оздоровление: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучению литературы по оздоровлению; по контролю за приемом лекарств или проведения медицинских процедур, профилактических мер, регулярной проверке на предмет наличия возможных болезней; контролю за соблюдением гигиены; по работе с различными техниками оздоровления (закаливание, диеты, физкультура, медитации и др.);
2) спорт: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучению спортивной литературы, выполнению спортивных упражнений, подготовке к квалификационным экзаменам и соревнованиям, отслеживанию частоты пульса и др.;
3) обучение коммуникации и общению: по изучению литературы, тренировки навыков коммуникации. На этом бланке может размещаться дневник ошибок и коррекции ошибок эффективной коммуникации. Таблицы контроля по изучению тех или иных коммуникативных техник;
4) научная работа в выбранном направлении: изучение литературы по выбранному научному направлению, проведение научной работы в лабораториях университета и учреждений дополнительного образования и др.;
5) самообразование по предметам Вузовской программы: таблицы самоконтроля и алгоритмы изучения предметов и т.д.
С целью соблюдения необходимого соотношения теории и практики все цели, средства, задания в каждом бланке можно предложить разделять в бланках на следующие четыре категории:
1) общее планомерное изучение общей теории по выбранному направлению;
2) краткосрочное изучение теории, которая может понадобиться в ближайшее время;
3) тренировочное использование по направлению соответствующему этому бланку. Улучшение и тренировка навыков и умений, применения теоретических знаний;
4) собственно практическая деятельность.
(Обращение к теории для достижения конкретной практической цели при тренировке и практической деятельности тоже при желании можно предложить контролировать.)
Можно в таких средствах самоконтроля выделять странички для записей, появившихся важных мыслей, описания интересных произошедших случаев в течение дня, пометок на память и др., если это требуется студенту.
С целью создания дополнительного стимула, мотивации и эмоционального настроя на работу на описанных бланках можно предложить размещать дополнительные элементы: бросающиеся в глаза фразы и афоризмы, побуждающие к энергичному действию, советы, картинки. Например, на бланках по спортивному образованию можно в виде фонового рисунка поместить эмблему спортивной школы или направления, изображения победителей с наградами или знаменитых спортсменов.
При использовании в качестве средства самоконтроля таких бланков студент может использовать в качестве средства подведения итогов для планирования целей саморазвития и самообразования на следующий день или долгосрочного планировании. При подведении итогов можно проводить анализ проделанной работы, сопоставлять использованное на те или иные действия время, рациональность временных затрат, необходимость для жизни этих действий, и учитывать полученные данные при планировании и организации дальнейшей деятельности.
В течение дня можно предложить в данный бланк вносить информацию о проделанной работе и планировать дальнейшие действия на следующий день или другой продолжительный срок, о чем делать пометки в бланке, который будет использоваться на следующий день, что будет способствовать выполнению всех звеньев самоконтроля: «…контроль предполагает как бы три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия; 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия» [17 с. 213].
Все эти бланки можно предложить сшивать вместе, чтобы они образовывали единое средство самоконтроля.
Это средство самоконтроля составляется на каждый день или другой промежуток времени. Производится с помощью принтера, из шаблонного документа, в которые в соответствии с помещенными пользователем правками, вносятся изменения для бланка, используемого на следующий день.
Ввиду большого количества бланков, ежедневного обращения к каждому отдельному бланку мало, соответственно на каждом бланке будет небольшое количество записей, поэтому в качестве альтернативы ежедневному обновлению средства самоконтроля при использовании печатного (неэлектронного) – варианта это средство самоконтроля можно предложить использовать в течение нескольких дней, делая записи в разные дни разными цветами (например, понедельник – синим, вторник – красным и т.д.).
Достаточно удобным может оказаться неделя в качестве периода обновления средства самоконтроля, с общим по неделе подведением итогов проделанной работы. При этом для каждого отдельного дня добавляется один бланк ежеминутного контроля, описанный выше, в конце получившейся подшивки средств самоконтроля. На каждом отдельном бланке можно отмечать даты их использования.
Планирование, которое происходит благодаря использованию таких бланков, способно снизить уровень стресса: «Планирование является одним из средств борьбы со стрессами» [76, с. 94], что в свою очередь может положительно отразиться на качестве саморазвития и самообразования.
Использование таких бланков в некоторой степени являет собой модифицированный вариант режима дня, который повышает качество жизнедеятельности и, соответственно, саморазвития: «Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю» [63, с. 328].
Более удобной при организации самоконтроля может оказаться использование электронных бланков на компьютере. Для этих целей можно использовать ноутбуки и карманные компьютеры. Удобство состоит в автоматизации расчетов времени и подведения итогов дня при помощи программных средств, скорости обращения к материалу, например при использовании Microsoft Office или специально созданных для этих целей приложений. При этом карманный компьютер или ноутбук носится с собой и данные о планировании и использовании времени заносятся уже в него.
5. Использование средств самоконтроля за повторениями изученного материала.
Для эффективного сохранения изученного материала необходимо своевременное повторение. С целью повышения эффективности самоконтроля за своевременным повторением материала можно использовать печатные или электронные средства самоконтроля.
В качестве средства контроля за изучением и повторением нового материала можно использовать таблицу, в которой отмечается время, затраченное на изучение того или иного вопроса, параграфа, и временной срок, в течение которого данный материал должен быть повторен для качественного сохранения изученного материала в долговременной памяти человека. Такие бланки можно также сделать и
в электронном варианте. Например, в Microsoft Excel, который позволяет автоматизировать расчеты или в специально написанных программных средствах.
6. Отдых. Циклическая смена сфер деятельности.
Усталость и утомление неблагоприятно сказываются на качестве самообразования и саморазвития: «Одни факторы благоприятно действуют на способность наблюдателя к обнаружению сигнала (например, большой опыт), а другие неблагоприятно (например, усталость). Соответственно, неблагоприятные факторы уменьшают способность к обнаружению» [22, с. 28]. Поэтому с целью повышения эффективности саморазвития и самообразования можно предложить использовать между занятиями время для целенаправленного отдыха: «интервалы отдыха позволяют устранить утомление, вызванное выполнением задания» [46, с. 604].
Во время отдыха можно прогуляться или просто позаниматься такими занятиями, которые в корень отличаются от той деятельности, которая осуществляется во время занятий. Например, заниматься гимнастикой или боевыми искусствами.
Время, необходимое для отдыха, выбирается индивидуально, исходя из возможностей, уровня развития, сложности прошедшего занятия. Однако с целью рационализации использования времени можно порекомендовать стараться так планировать деятельность, чтобы время отдыха было меньше времени занятий и находились в пределах от 1015 с до 2030 мин: «общее время консолидации следов колеблется в пределах от 1015 с до 2030 мин» [18, с. 58]. Также в качестве отдыха может выступать сон: «Забывание происходит медленнее, когда между забыванием и воспроизведением по памяти человек спит, чем в том случае, когда он занят каким-нибудь делом» [18, с. 137]. Во время отдыха также возможно использование аутотренингов.
Функцию подсчета временных промежутков и оповещения пользователя может взять на себя специально разработанная для этих целей программа.
7. Использование студентами самодиагностики в процессе саморазвития и самообразования.
Во время целенаправленного саморазвития и самообразования в процессе познавательной деятельности желательно учитывать индивидуальные особенности студента, материала, целей изучения материала и саморазвития: «Новые модели организации учебного процесса требуют более глубокого соотнесения учебно-воспитательного процесса с биоритмами его участников» [68, с. 51]; «Ряд авторов отмечает зависимость продуктивности произвольного запоминания от личностных особенностей испытуемых» [18, с. 121]. Определенную помощь определению и учету перечисленных факторов и при определении наиболее эффективных подалгоритмов самообразования, саморазвития в зависимости от уровня развития, психофизиологического состояния студента может оказать предварительная самодиагностика студента, его состояния, целей самообучения и саморазвития в кратковременном и долговременном периоде: «Процесс обучения достигает наибольшей простоты, когда методы обучения учитывают содержание материала, уровень знаний обучаемого и предварительные навыки при изначальном планировании» [76, с. 392].
Составной частью такой самодиагностики может являться психодиагностика и возможности, которые она предоставляет на сегодняшний день.
Результаты диагностики могут помочь студенту во время дальнейшей познавательной деятельности и саморазвития: «В любом варианте всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление» [17, с. 213]. Результаты диагностики могут помочь студенту при адаптации под себя некоторых условий эффективной работы памяти, условий эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования: «Однако
в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта» [31, с. 254].
Диагностику можно предложить проводить при помощи такого способа, как тестирование: «Основной психодиагностический инструментарий представляют собой тесты» [30, с. 485]. По результатам тестирования определяется дальнейший план действий человека, по изучению материала, саморазвитию и других манипуляций студента (психологические тренинги, упражнении по саморазвитию и т.д.): «Диагностика (греч. диа  прозрачный и гнозис  знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе» [46, с. 94].
Диагностика может проводиться посредством простого тестирования и самостоятельного анализа результатов, например при помощи книги. Или с помощью специально написанных программных средств, самостоятельно подсчитывающих и выдающих результат тестирования или учитывающих при дальнейшем выполнении алгоритма программы.
Использование диагностики может оказывать положительное влияние на мотивацию студента. Студент в этом случае может сравнить свой уровень развития с тем уровнем развития, который у него был некоторое время назад, заметить определенный прогресс, что может стимулировать желание дальнейшего развития, а также повышения его эффективности.
Самодиагностика может являться начальным этапом саморегулирования: «Основные этапы саморегуляции поведения. Первый этап: Диагностика и осознание содержания предстоящей деятельности» [70, с. 4142]. Следовательно, использование диагностики может привести к повышению уровня саморегуляции, благодаря приобретению опыта и совершенствованию навыка, одного из этапов саморегулирования. Кроме того, использование самодиагностики приводит к повышению уровня саморегуляции личности посредством повышения объективности оценивания результативности деятельности: «Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных» [17, с. 254].
Достаточно широкие возможности для повышения эффективности самодиагностики, уменьшения времени, затрачиваемого на организацию своего саморазвития студентом и соответственно увеличения времени на собственно саморазвитие может предоставить компьютер и специально написанное для тестирования программное обеспечение, автоматизирующие часть работы по самодиагностике.
8. Использование занятий и тренировок по саморазвитию профессионально значимых свойств личности студентов и самообразованию с целью повышения эффективности самообразования и саморазвития студентов.
Саморазвитие профессионально значимых свойств личности само по себе является важным фактором не только для будущей профессиональной деятельности, но и для повышения эффективности обучения и самообразования: «Развитие создает возможности  обучение их реализует… обучение идет в хвосте развития» [14, с. 225226]. Поэтому целесообразным может оказаться осуществление саморазвития не тол-ко в процессе познавательной деятельности, но и целенаправленно отдельно от познавательной деятельности: «знаниевая модель образования» уступает место такой модели, когда в основу работы педагога закладывается ориентация на воспитание и развитие личности» [23, с. 7].
Для развития личности студентов можно предложить использовать целенаправленные самостоятельные занятия по подготовке к эффективному самообразованию и саморазвитию профессионально значимых свойств личности студентов и тренировки по этому направлению. Такие занятия и тренировки могут проводиться как под руководством педагога, так и самостоятельно студентами.
Программа таких занятий может включать.
1. Теоретическую подготовку, которая может включать:
материалы, разработанные и выделенные в ходе диссертационного исследования;
изучение литературы, предлагаемой в этой диссертации или другой, связанной с повышением эффективности самообразования и саморазвития.
2. Тренировочную подготовку, которая может включать в себя:
занятия, на которых практически изучаются различные алгоритмы, методы, способы запоминания;
занятия по практической подготовке к выполнению условий эффективного запоминания, воспроизведения материала.
3. Целенаправленные занятия и тренинги по развитию тех или иных профессионально значимых свойств личности, например:
занятия по развитию и саморазвитию скорочтения;
занятия по развитию и саморазвитию памяти;
занятия по развитию и саморазвитию уверенности в себе;
тренинги по развитию и саморазвитию интуиции и др.
Достаточно много на данный момент существует программных тренажеров для развития различных качеств личности. Например, программные средства фирмы «Зеленый остров».
9. Сопровождение самостоятельных занятий кратковременными тренировками по целенаправленному саморазвитию профессионально значимых свойств личности студентов.
С целью повышения эффективности и контроля за регулярностью тренировок по целенаправленному приобретению и развитию профессионально значимых свойств личности можно предложить привязывать их к занятиям, в процессе которых происходит познавательная деятельность. Такая работа будет способствовать распределению во времени познавательной деятельности и саморазвития, которое может повысить эффективность таких тренировок: «Эффек-тивность научения или, точнее, выработки навыка в результате упражнений определяется многими факторами, среди которых: правильное распределение упражнений по времени» [17, с. 243]. Опишем аспекты, связанные с такими кратковременными тренировками, привязанными по времени к самостоятельным занятиям.
10. Развитие и саморазвитие студентами навыков скорочтения.
В процессе познавательной деятельности на современном этапе наиболее активно применяется чтение: «Ни одно интеллектуальное умение не имеет такого значения для обучения как чтение» [76, с. 396]. Владение приемами и способами скорочтения могут повысить эффективности познавательной деятельности с использованием чтения. Следовательно, для повышения эффективности самообразования и саморазвития профессионально значимых свойств личности студентов в процессе познавательной деятельности, а также с целью направленного развития профессионально значимых свойств личности можно предложить развивать навыки скорочтения.
Достаточно эффективным можно считать развитие скорочтения, по готовым и завершенным системам развития скорочтения, например по работам М. А. Зиганова [16].
Развитие навыков скорочтения можно предложить производить как на специальных тренингах, посвященных развитию навыков скорочтения, так и во время познавательной деятельности. Достаточно эффективным может оказаться развитие скорочтения на специальных тренингах по развитию скорочтения перед началом самостоятельного занятия.
Одними из способов увеличения скорости и качества чтения являются: использование специальных упражнений, описанных в литературе по скорочтению, использование компьютерных обучающих и развивающих программ. Развитие навыков скорочтения в процессе познавательной деятельности может для повышения эффективности требовать специально разработанных алгоритмов и использования соответствующих компьютерных программ.
11. Развитие скорочтения в процессе познавательной деятельности.
Как было показано выше: развитие скорочтения может способствовать повышению эффективности саморазвития и сама способность к скорочтению может являться профессионально значимым свойством личности. Так как во время самообразования достаточно активно применяется чтение, то можно предложить развивать способности к скорочтению во время этого чтения. При этом сама познавательная деятельность будет способствовать и развитию профессионально значимых свойств личности студентов. Такой вид работы может требовать специальной самоорганизации и самоконтроля.
12. Создание среды самообразования и саморазвития, способствующей повышению эффективности деятельности студентов.
На повышение эффективности саморазвития и самообразования может оказывать некоторое влияние среда, в которой протекает саморазвитие и познавательная деятельность (организация рабочего места, используемая техника, уровень шума и т.д.) и физическое состояние тела (качество здоровья, самочувствие, физическое развитие и так далее). Оборудование среды саморазвития и самообразования студентов может руководствоваться в некоторой степени рекомендациями педагогов: «В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место» [62, с. 55].
Элементами окружающей среды можно считать:
1) эффективную удобную организацию рабочего места;
2) качество воздуха (влажность, чистота, содержание кислорода);
3) ионизацию воздуха: «имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в помещениях, предназначенных для отдыха, а также в системах вентиляции зданий» [54, с. 469];
4) шумовые характеристики;
5) цветовые характеристики: «Экспериментальные исследования Е. Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета» [54, с. 466].
Для повышения эффективности саморазвития и самообразования можно предложить организовывать окружающую рабочую среду таким образом, чтобы она способствовала повышению эффективности саморазвития и самообразования, рекомендации по организации рабочей среды можно найти в психолого-педагогической литературе [35, 54, 64].
В качестве элемента среды самообразования и саморазвития может выступать автоматизированное рабочее место.
13. Использование компьютера, информационных технологий в процессе самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Использование современных информационных технологий может повысить скорость и качество работы: «Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения» [46, с. 261]. Богатые мультимедийные возможности и свобода действий специализированных программных средств может позволить избавить человека от работы недостаточно необходимой для эффективного саморазвития человека в процессе познавательной деятельности: «..по мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком» [46, с. 261].
Следовательно, можно предложить использовать информационные технологии, в том числе программные средства для повышения эффективности самообразования и саморазвития. Использование информационных технологий может заключаться в автоматизации самоконтроля, организации работы, подсчета статистики, тестировании и т.д. «Оказалось, что компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.» [46, с. 515516].
Во время использования способов самообучения и саморазвития, а также включения в работу других условий приходится иногда тратить много рабочего времени на самоконтроль и организацию работы. Поэтому наиболее удобным представляется использование во время такой работы специально написанных программных средств, которые могут взять на себя большую часть работы по подсчетам, инструктажу, направлению и контролю работы по тем или иным алгоритмическим способам самообучения: «Скиннер (1986) рассматривал компьютер как «основную обучающую машину», способную обеспечивать все этапы, необходимые для программированного обучения, которыми управляют с бесконечным терпением» [76 с. 230].
Также повышению качества и скорости саморазвития и самообразования могут помочь богатые мультимедийные возможности компьютера, позволяющие эффективно представить материал и средства, необходимые для выполнения условий эффективного самообразования и саморазвития.
14. Информационное обеспечение самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Умение работать с объемными источниками информации, умение структурировать и разбирать информацию может являться профессионально значимым свойством личности: «Большой интерес
в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приемы учебной работы:  "приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач…   общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке"» [17, с. 256257]; «Человек должен уметь находить необходимую информацию, ее анализировать, обобщать, дополнять, применять и создавать» [23, с. 7].
Кроме того, структуризация и эффективное представление информации могут повысить качество и скорость самообразования и саморазвития: «Большую успешность в запоминании смыслового и связного материала по сравнению с бессмысленными слогами и несвязанными элементами гештальт-психология также относила за счет хорошей и плохой организации» [18, с. 26].
Следовательно, с целью саморазвития и самостоятельной организации студентами своего самообразования и саморазвития можно предложить студентам качественно планомерно собирать и разбирать и представлять в удобном виде информацию, однако, не затрачивая на эту работу больше времени, чем необходимо для эффективной работы. Эту работу можно представлять в виде четких после-довательных алгоритмов, приведенных в общих средствах самоконтроля. Такая работа может способствовать саморазвитию свойств личности, необходимых для осуществления такой работы.
Для структуризации и удобства использования информации помощь могут оказать современные информационные технологии, позволяющие качественно оформить и структурировать материал при помощи различных издательских систем и редакторов и других средств, а также предоставляющие возможность удобно хранить
в памяти компьютера огромное количество информации.
15. Качественное представление и оформление учебного материала.
Некачественное представление учебного материала может понизить качество самообразования (например, трудно разбираемый рукописный текст). Для повышения эффективности самообразования и саморазвития материал можно предложить подбирать в удобном представлении (он должен быть: легкодоступен, структурирован и т.д.). «Поскольку на внимание влияют эмоции, надо заботиться
о возникновении положительных эмоций у студентов. Этому должен способствовать и внешний вид, и содержание учебных материалов» [6, с. 183].
Достаточно удобным для самообразования может оказаться электронный учебный материал (электронные энциклопедии, словари, справочники в электронном варианте) ввиду удобства поиска необходимой информации и возможностей оформления, предоставляемых компьютером с программным обеспечением.
Также определенное влияние оказывают и цветовые характеристики оформления материала: «исследования Е. Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета» [54, с. 466].
Определенное влияние на качество и скорость саморазвития и самообразования может оказывать и объем смысловых единиц представляемого материала.
С учетом описанного можно предложить подбирать себе для самообразования и саморазвития наиболее эффективно оформленный, подобранный и представленный материал, подходящий по описанным критериям.
16. Удобное положение тела студента в процессе познавательной деятельности и саморазвития.
Определенное влияние на эффективность саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразование может оказывать физическое положение тела во время саморазвития и самообразования. В ходе исследований удалось выяснить, что достаточно удобным для саморазвития и самообразования может являться положение – лежа на спине: «Наиболее удобно заниматься лежа на спине, руки при этом слегка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни раздвинуты на 2030 см. Второе положение – сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки» [54, с. 426]. Такое положение позволяет телу быть достаточно расслабленным, что может способствовать достаточной эффективности саморазвития и самообразования: «Наилучшее состояние для обучения – тело расслаблено, разум возбужден» [35, с. 289]; «Чувственный образ – это активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. …Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается» [33, с. 100].
В ходе исследований было разработано лежачее компьютизированное рабочее место, позволяющее повысить эффективность саморазвития и самообразования человека. Такое рабочее место представляет из себя матрас, лежащий на полу, над которым подвешена на деревянных основаниях прочная доска, на которой укреплен, в горизонтальном положении жидкокристаллический монитор, клавиатура в таком рабочем месте лежит на ногах пользователя, а компьютерная мышь лежит справа. Внешний привод на сменных носителях для удобства использования лежит на доске, справа от монитора.
17. Сосредоточение и внимание.
Важным для достаточно эффективной познавательной деятельности является сосредоточение на материале: «Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает» [33, с. 187]. Необхо-димо помнить, что невозможно сосредоточится сразу на двух действиях: «Эксперименты по аккомодации внимания показали невозможность одновременного достижения сознания двумя конкурирующими возбудителями» [22, с. 60]. Поэтому целесообразно ис-пользовать во время работы максимально возможное сосредоточение на одном действии (например изучении материала, подобранного для самообразования, саморазвитии или другом).
Повысить свое сосредоточение на время и во время занятия можно следующими способами:
1) удивление, вызванное материалом, с которым человек работает: «удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший» [42, с. 328];
2) установление таймера и использование расписания занятий: «хайес предлагает тактику управления вниманием – такую, как установление таймера, чтобы отмерять время занятий (и прерывать ваши мечтания, если необходимо), и установление расписания для занятий в течение дня в те периоды, когда вы наиболее активны, что может улучшить концентрацию» [76, с. 576].
Положительный эффект в долговременном периоде могут сыграть тренировки, тренинги и упражнения по развитию навыков сосредоточения: «Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует
о сформированности культуры умственного труда, которая включает: …умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах» [36, с. 70].
18. Использование аутогенных тренировок.
Аутогенные тренировки способны оказать достаточно сильное влияние на эффективность саморазвития и самообразования: «многие стороны своего состояния, как известно, может скорректировать сам индивидуум» [4, с. 421]. В частности, аутогенные тренировки могут выступать в качестве средства обретения навыка расслабления: «наиболее эффективным методом обретения навыка расслабления, несомненно, является аутогенная тренировка (AT)» [54, с. 425].
19. Использование специально подобранной музыки.
Определенным образом подобранную музыку саму по себе можно предложить использовать для повышения эффективности саморазвития и самообразования, например за счет снижения утомления как средства повышения работоспособности: «Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Использование музыки как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма» [54, с. 456457].
И музыка и аутогенные тренировки удобнее воспроизводить
с использование компьютерных технологий.
20. Достижение достаточного качества сохранения изученного материала в памяти студентов.
Изученная информация без повторения забывается: «…не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание» [10, с. 118]. Однако повторение может снизить забываемость материала: «материал, который хотят сохранить на длительный период, нуждается в доучивании и повторении. Очевидно, с каждым доучиванием мнемический след становится прочнее» [18, с. 137].
Для эффективного сохранения материала необходимо четыре или больше повторений материала в течение четырех лет: «не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 % материала). Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забывание, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, показывали вероятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12 %, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания» [10, с. 118].
Повторения должны быть достаточно распределенными во времени: «мы должны будем признать преимущества от распределения повторений для укрепления созданных ими ассоциаций весьма значительными» [47, с. 256].
При этом нужно повторять материал чаще, потом постепенно уменьшать, делать повторения более редкими, т.е. повторять все реже и реже: «Как показывают экспериментальные данные, в частности те же работы Волкова и Шардакова, наиболее целесообразно сначала возвращаться к изученному ранее более часто, и лишь затем, по мере всё большего закрепления материала в памяти, можно прибегать
к повторению всё реже и реже» [66, с. 23].
Примером временного распределения повторений, удовлетворяющих требованию четырехкратного повторения в течение четырех лет и постепенному увеличению редкости повторений, может служить схема повторений, при использовании которой интервал времени между предыдущим и последующим повторением может высчитываться исходя из следующего утверждения: каждое последующее повторение должно быть произведено в срок не превышающий срока в 56 раз большего промежутка времени между позапрошлым и прошлым повторением.
Примером временного распределения повторений, удовлетворяющих требованию четырехкратного повторения в течение четырех лет, может служить следующая схема повторений.
Первое повторение (или серия повторений, если позволяют временные ресурсы) материала можно предложить проводить сразу же после его изучения, и считать частью изучения материала: «исключительно важную роль играет повторение в процессе заучивания материала… после того, как материал выучен; в этих случаях повторение служит целям закрепления в памяти» [66, с. 18].
Промежуток времени для второго и последующих повторений можно предложить выбирать индивидуально, исходя из субъективных особенностей, уровня развития студента, особенностей материала, узнаваемости изучаемого материала. Основным условием можно считать то, чтобы материал перед повторением оказался на грани забывания, это повышает эффективность использования времени и качество хранения информации: «…увеличение задержки оказывало впечатляющее положительное влияние на последующее воспроизве-дение, сравнимое по величине с эффектом некоторых классических мнемонических приемов. В качестве эмпирического правила, по-видимому, можно сделать следующее обобщение: повторение помогает больше всего, если материал хранился достаточно долго и оказался на грани того, чтобы быть забытым. Поскольку известно, что повторение уменьшает наклон кривой забывания, это означает, что последовательные повторения должны производиться с увеличением задержек… Ландауэр и Бьерк, согласно их комментарию, получили результат, который может быть с легкостью приложен к повседневной жизни человека. Прием просто объяснить и можно использовать всякий раз, когда человек имеет возможность выбрать интервал, после которого может быть повторен или самостоятельно проверен какой-то элемент информации» [21, с. 41]. Состояние хранящегося материала можно предложить определять из субъективных ощущений студента, или при помощи некоторой диагностики сохранности изученного материала.
Например, второе повторение можно проводить через промежуток времени, равный времени, затраченному на изучение единицы материала (вопроса параграфа), например через 20 мин после изучения и первого повторения: «Экспериментальные данные показывают, что при запоминании трудного материала забывание наступает вскоре же после заучивания, причём в первое время оно нарастает даже значительнее, чем в дальнейшем. Поэтому прибегать к повторению надо вскоре же после того, как материал выучен. …Это значит, что уже вскоре после запоминания надо вновь вернуться к изученному, причём не обращаться для этого к простому повторному восприятию, а пытаться активно припоминать заученное» [6, с. 22].
Примером временного распределения повторений с указанием конкретных временных рамок, удовлетворяющих требованиям четырехкратного повторения в течение четырех лет, повышению редкости повторений и соблюдения увеличения отсрочки повторения
в 56 раз (здесь 5) может служить следующая схема повторений, где каждое последующее повторение, начиная с 3, производится через промежуток времени в пять раз превышающий предыдущий промежуток времени между повторениями.
В качестве примеров можно предложить аналогичную последовательность действий, но с другими используемыми коэффициентами, находящимися в промежутке 56:
предварительное изучение: предварительное обращение к материалу, облегчающее дальнейшее изучение;
изучение материала:
повторение сразу после изучения;
через 20 минут после последнего повторения;
1,6 часа после последнего повторения;
7,7 часа после последнего повторения;
1,5 суток после последнего повторения;
7,4 суток после последнего повторения;
1 месяц 7 суток после последнего повторения;
5 месяцев 18 суток после последнего повторения;
2 года 3 месяца после последнего повторения;
10 лет 8 месяцев 13 дней после последнего повторения.
Эффективность распределения повторений может зависеть от психосоматических особенностей студента, уровня развития студента, типа материала, его сложности и узнаваемости и многих других факторов.
Все же можно предложить для удобства избрать для себя некоторую единую схему повторений и следовать ей для большинства изучаемых видов материалов, к повторению которых нет необходимости другого подхода.
Можно предположить объяснение возможной эффективности такого временного распределения повторений. График Эббингауза, приведенный Столяренко Л. Д., имеет следующий вид (рис. 1) [73, с. 163].
Прошедшее время (в днях)
Рис. 1. Кривая забывания Эббингауза:
а – бессмысленный материал; б – логическая обработка; в – при повторении
Из графика Эббингауза видно, что именно в первые дни идет основное забывание материала, затем забывание значительно замедляется. При очередном повторении мы заново загружаем материала в долговременную память. Ту часть материала, который мы помнили на этот момент, уже хранится в долговременной памяти, к нему мы добавили количество процентов от объема материала равное 100 % минус процент, который мы помнили на момент повторения; большая часть примерно вновь внесенного материала вскоре снова забудется (в соответствии с графиком Эббингауза), а некоторая часть вновь внесенного материала прочно осядет в долговременной памяти на некоторый срок. Таким образом, после некоторого количества повторений, распределенных в течение определенного срока, мы можем запомнить материал на достаточно продолжительный период времени на достаточно высоком процентном уровне. Используя график Эббингауза, можно для иллюстрации нарисовать следующий возможный график (рис. 2).
Рис. 2. Наложение кривых забывания
Здесь нарисованы несколько графиков Эббингауза. Каждый последующий график как бы накладывается на предыдущий (для каждого последующего графика осью абсцисс будет являться предыдущая линия Эббингауза). Который, как мы можем видеть, сглаживается (уменьшается наклон) при каждом новом повторении, т.е. уровень знания материала все меньше отличается от 100 %, а забывание замедляется: «повторение уменьшает наклон кривой забывания» [21, с. 41].
Время, затрачиваемое на одно повторение, можно предложить определять самостоятельно студентам для себя, исходя из субъективных особенностей.
Например, для удобства можно предложить использовать для каждого повторения время в десять раз меньшее времени, затрачиваемого на изучение. Так, чтобы суммарное время повторения в долговременном периоде равнялось суммарному времени изучения материала, ввиду возможного понижения эффективности использова-ния времени при увеличении времени, затрачиваемого на повторение. При таком соотношении времени, затрачиваемого на повторение и изучение, удобным может оказаться организация самообразования, когда ровно половина самостоятельных занятий затрачивается на изучение, а половина на повторение (за одно занятие повторяется материал изученный в течение десяти прошедших самостоятельных занятий, для которых настало время очередного повторения).
Достаточно эффективно рассчитывать время и напоминать пользователю о повторении той или иной части материала могут компьютерные программы.
21. Использование информационных технологий при самостоятельной работе в рамках единого алгоритма саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования.
Во время использования единого алгоритма саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования, использования способов выполнения условий саморазвития студентам приходится тратить некоторое время на самоконтроль, организацию самостоятельной работы. Поэтому удобным может быть использование во время такой работы специально написанных программных средств, под каждый конкретный единый алгоритм, которые могут взять на себя большую часть работы по подсчетам, инструктажу, направлению и контролю работы по тем или иным алгоритмам, а также других программных средств, которые могли бы способствовать эффективному использованию алгоритма саморазвития: «Скиннер (1986) рассматривал компьютер как «основную обучающую машину», способную обеспечивать все этапы, необходимые для программированного обучения, которыми управляют с бесконечным терпением» [76, с. 230].
Использование современных информационных технологий мо-жет повысить эффективность работы при использовании алгоритма саморазвития профессионально значимых свойств личности студентов и самообразования: «важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения» [46, с. 261]; «индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного об-щества» [17, с. 53].
Мультимедийные возможности и свобода действий специализированных программных средств также может позволить избавить человека от работы недостаточно необходимой для эффективного саморазвития студента в процессе познавательной деятельности:
«По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности» [46, с. 261].
Следовательно, можно порекомендовать студентам активно использовать информационные технологии и специальные програм-мные средства для повышения эффективности саморазвития и самообразования. Использование информационных технологий может заключаться в автоматизации контроля, организации работы, подсчета статистики, тестировании и т.д.: «компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.» [46, с. 515516]; «Выделяются три основных формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций: а) как тренажер; б) как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек» [46, с. 264].
Также повышению эффективности использования единого алгоритма могут помочь мультимедийные возможности компьютера, позволяющие эффективно представить материал и средства, необходимые для выполнения условий самообразования и саморазвития студентов.
Следовательно, выполнение единого алгоритма можно предложить осуществлять помимо обычного способа, и с применением компьютера, с программным обеспечением лидеров рынка програм-много обеспечения (Microsoft Word, Excel и др.) или другим специально написанным для эффективного использования конкретного единого алгоритма программным обеспечением сопровождения и контроля за выполнением единого алгоритма саморазвития и самообразования: «Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения… Прежде чем составить обучающую программу, нужно раз-работать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельности» [46, с. 516].


Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник для научных ссылок:
Румянцев, С. А.
Р86 Информационный консалтинг и теория и методика профессионального образования : учеб. пособие / С. А. Румянцев. – Пенза : Пенз. фил. РГУИТП, 2014. – 112 с.

Редактор М. Б. Жучкова Компьютерная верстка Д. Д. Аббясовой Подписано в печать 14.03.2014 г. Формат 60841/16. Усл. п. л. 6.51. Тираж 50. Заказ № 16. Отпечатано в издательском центре УНИВЕРСАЛ Пензенского филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства 440026, г. Пенза, ул. Володарского, 6. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» Пензенский филиал УДК Р86 Р е ц е н з е н т доктор технических наук, профессор кафедры «Управление информационными ресурсами» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Пензенский филиал) Ю.Н. Слесарев кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования» Пензенского государственного университета Н. А. Лупанова В пособии рассматриваются базовые аспекты, история появления, цели, задачи, технологии информационного консалтинга. Особенности теории и методики профессионального образования как одного из вида информационного консалтинга. Рассматриваются вопросы использования информационных технологий в процессе преподавания и самообразования. Издание подготовлено на кафедре «Управление информационными ресурсами» пособие предназначено для студентов и бакалавров, обучающихся по профилям подготовки «прикладная информатика» и «бизнес информатика». Также может быть полезна обучающимся по другим профилям подготовки. УДК © Пензенский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, 2014


Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 1999. – 672 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас. – М. : Владос, 2002. – 208 с.
3. Акмеология / под ред. А. А. Деркача. – М. : РАГС, 2002. – 650 с.
4. Ахмедов, Т. И. Гипноз: новейший справочник / Т. И. Ахмедов. – М. : Эксмо, 2005. – 608 с.
5. Ахмедова, А. М. Компьютерные технологии в инновацион-ной и педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие / А. М. Ахмедова, Г. Р. Юнусова . – Казань, 2012. – 80 с.
6. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология /
Н. В. Басова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 416 с.
7. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров : педагогика третьего тысячелетия / В. П. Беспалько. – М., 2002. – 352 с.
8. Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. – М. : Высш. шк., 1970. – 300 с.
9. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2001. – 304 с.
10. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели ; пер. с англ. С. А. Могилевского. – М. :
ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. (Мир психологии/Мир человека).
11. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 1999. – 173 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 467 с.
13. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч.
в 6 т. Т. 2 : Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
14. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч.
в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. – М., 1983. –
Т. 3. – 368 с.
15. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч.
в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика., 1984. – 432 с.
16. Зиганов, М. А. Скорочтение: как научиться читать легко, продуктивно, быстро / М. А. Зиганов. – М. : Образование, 2001. – 480 с.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос,
2001. – 384 с.
18. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с. – (Мастера психологии).
19. Кваша, Б. Ф. Информационные педагогические технологии / Б. Ф. Кваша, А. Б. Трофимов. – СПб., 1997. – 140 с.
20. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы /
Р. Клацки ; под ред. Е. Соколова, пер. с англ. Т. Сидоровой. – М. : Мир, 1978. – 320 с.
21. Когнитивная психология памяти / под ред. У. Найсера,
А. Хаймен. – 2-е междунар. изд. – СПб. : Прйм-евро-знак, 2005. – 640 с.
22. Когнитивная психология : учеб. для вузов / под ред.
В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 480 с.
23. Кочетов, А. И. Педагогические технологии : учеб. пособие / А. И. Кочетов. – Славянск-на-Кубани, 2000. – 200 с.
24. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / В.В. Краевский. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
26. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. – Минск : Харвест, М. : АСТ, 2000. – 384 с. –
235 с. (Библиотека практической психологии).
27. Кукушкин, В. С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие / В. С. Кукушкин. – М. : МарТ ; Ростов-н/Д : МарТ, 2003. – 368 с. (Педагогическое образование).
28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
29. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005. – 992 с.
30. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. –
4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001.– 608 с.
31. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под. ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
33. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
34. Основы психологии : практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 704 с.
35. Острандер, Ш. Суперобучение 2000 / Ш. Острандер,
Л. Шредер, Н. Острандер ; пер. с англ. Л. И. Катковская ; худ. обл. М. В. Драко. – Минск : ООО «Попурри», 2002. – 528 с. (Живите
с умом).
36. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
37. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластёнина. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 368 с.
38. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 1998. – 512 с.
39. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
40. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
41. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред.
Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
42. Петровский, А. В. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 512 с.
43. Пидкасистый, П. И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
44. Пиз, А. Язык телодвижений / Алан Пиз. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с. (Психологический бестселлер).
45. Подласый, И. П. Педагогика : новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2 : Общие основы. Процесс обучения. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
46. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 576 с.
47. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е изд. – М. : ЧеРо, 2002. – 816 с. (Хрестоматия по психологии).
48. Психология развития / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др. ; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2001. – 352 с.
49. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
50. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб., Москва, Харьков, Минск : Питер,
2000. – 432 с. (Учебник нового века).
51. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с. (Учебник нового века).
52. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Л. Коломенский. – СПб. : Питер, 1999. – 416 с.
53. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384 с.
54. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / E. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 480 с.
55. Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии / Е. С. Романова, Г. А. Суворова и др. – М. : МГПИ, 1990. – 142 с.
56. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 (А-Л) / предс. науч.-редак. совета изд-ва А. М. Прохоров, гл. ред. А. П. Горкин, ред. коллегия: В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. Я. Лакшин и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. – 551 с.
57. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2 (М-Я) / предс. науч.-редакц. совета изд-ва А. М. Прохоров, гл. ред. А. П. Горкин, ред. коллегия: В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. Я. Лакшин и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 1999. – 865 с.
58. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000 – 712 с. (Мастера психологии).
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. /
С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 322 с.
60. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. /
С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с.
61. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 423 с.
62. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
63. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 5-е изд. – М. : Академия, 2006. – 576 с.
64. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М. : Академия, 2001. – 480 с.
65. Словарь психолога–практика / сост. С. Ю. Головин. –
2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Харвест, 2003. – 976 с. (Библиотека практической психологии).
66. Смирнов, А. Память и ее воспитание : стенограмма публичной лекции, прочитанной в центральном лектории общества в Москве / А. Смирнов. – М. : Правда, 1948 г. – 31 с.
67. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб. : Питер, 2002. – 592 с. (Мастера психологии).
68. Сохранов, В. В. Педагогические теории и системы (общие основы педагогики и теория обучения) : учеб. пособие для студентов физико-математического факультета педагогического университета / В. В. Сохранов, Л. Д. Гошуляк, Н. А. Лупанова. – Пенза : Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2001. – 54 с.
69. Сохранов, В. В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования / В. В. Сохранов ; под ред. Н. Ф. Радионовой. – Пенза : ПГПУ, 1996 г. – 121 с.
70. Сохранов, В. В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения / В. В. Сохранов, А. П. Шумилин,
Н. Н. Коньков ; под ред. В. В. Сохранова. – Пенза, 1991. – 120 с.
71. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423 с.
72. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 736 с.
73. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 8-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 672 с. (Высшее образование).
74. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 544 с.
75. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 512 с.
76. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р. Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2002. – 736 с. (Gaudeamus).






← Назад в раздел