Дистанционное образование как инновационная форма педагогической деятельности

Дистанционное образование как инновационная форма педагогической деятельности
08.07.2018

Дистанционное образование как инновационная форма педагогической деятельности

Под дистанционным образованием можно понимать такую форму обучения при которой обучающие и обучаемые могут физически находиться на любом расстоянии.

Дистанционное образование может быть похожим на заочную форму обучения, может реализовываться в форме похожей на очную форму, когда в определенное время проводятся дистанционные занятия в виде интернет видео конференции.

Дистанционно образование может проводиться в виде поэтапного предоставления текстовой и мультимедиа информации, либо с использованием эфирных систем телевидения, либо с использованием возможностей дистанционного общения в Интернет.

Следует отметить, что разработка учебных комплектов является достаточно трудоемкой задачей. Кроме того подобные комплекты в условиях современного развития общества и науки должны достаточно быстро устаревать и требуют по семестрового совершенствования. Нельзя создать один комплект и использовать его многие годы.

Дистанционная форма обучения способна предоставить более качественные материалы нежели обычные лекции, лабораторные работы, семинарски и практические занятия, поскольку у преподавателя появляется возможно поэтапного отборка наиболее удачных демонстрационных материалов и постепенного их совершенствования и адаптации под инновации появляющиеся в обществе. Материал, который преподаватель убирает из основной части курса в связи с его устареванием или временными ограничениями может размещаться в дополнительных рекомендуемых материалах, необязательных к изучению.

Важно отметить, что развитие таких ресурсов как http://www.youtube.com,https://rutube.ru/ поощряющих финансов участников за распространение видео контента, побуждающих участников раздавать информацию, привело к появлению большого числа видеокурсов по различной тематике, которые в совокупности, даже несмотря на непрофессионализм многих участников, позволяет организовать на достаточно качественном уровне свое самообразование, особенно в области информационных технологий.

В качестве дистанционного образования могут выступать высшее образование, среднее специальное, обучение школьников, курсы повышения квалификации, курсы по различным направлениям жизнедеятельности и саморазвития, и очень часто обучение информационным, компьютерным технологиям и программированию.

Авангардом стоит обучение компьютерным технологиям, постольку поскольку при дистанционном обучении, особенно при использовании видеоматериалов, появляется возможность демонстрации всего процесса производства в среде программирования. Таким образом, обучаемый уже во время лекций привыкает к среде программирования, видит непосредственно особенности применения тех или иных программных средств. Такая форма обучения может позволить интенсифицировать и увеличить качество и объем потребляемой информации, позволяет повысить охват рассматриваемой проблемы или дисциплины, за счет увеличения объема лекций и уменьшения практических, лабораторных занятий. Это связано с тем, что на практике невозможно охватить весь объем существующей информации, так как такая форма обучения предоставляет информации с меньшим темпом, в то время как на рынке труда все больше требуется знание материала на уровне узнавания, умения быстро искать информацию, чему может способствовать лучший всеобъемлющий охват преподаваемой дисциплины при использовании видео лекций и видеоматериалов.

Излагаемый при дистанционном обучении материал должен быть многоуровневым, рассчитанным на разный уровень развития и подготовленности, иметь примечания и сноски, которые могли бы игнорировать достаточно подготовленные обучаемые, и ознакамливаться с ними обучающиеся не обладающие достаточным уровнем компетенции по смежным дисциплинам. Необходимость в такой форме предоставления материала может быть связана с неоднородностью групп, и не всегда возможным в полной мере личным знакомством преподавателя с обучающимися для оценки качества их подготовки.

Предоставляемые обучающимся материалы могул включать видео лекции, видео демонстрации, сборники литературы, информационные базы данных. Кроме этого обучающимся могут предоставляться в определенное время консультации через интернет, видео семинары с прямой связью с преподавателем.

Определение качества подготовки при дистанционном образовании может осуществляться в виде тестирования на различных этапах обучения, выполнения докладов, рефератов, контрольных работ, разработкой и защитой проектов, курсовых работ, дистанционных экзаменов в виде видеоконференций, экзаменов в стенах обучающего заведения.

 

Рекомендуемая литература по главе:

1. Ахмедова А. М. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности: учебно-методическое пособие / А. М. Ахмедова, Г. Р. Юнусова . – Казань, 2012, – 80 с.


Автор: к.п.н.,  Румянцев Сергей Александрович


← Назад к списку новостей