Психология потребления (экономическая психология)

Психология потребления (экономическая психология)

Психология потребления (экономическая психология)

Психология потребления


Психология потребления применяется для предварительных расчетов предварительной цены продвигаемого товара, при этом рассматриваются способы применения психологического знания для оптимизация взаимодействия с покупателем с целью повышения качества функционирования организации; анализируются причины, которые могут повлиять на увеличение или уменьшения спроса на конкретный продук или услугу на рынке; анализируются максимальные возможности спроса на рынке исходя из доходов населдения, нравственности, воспитания и др.; анализуются технологии применяемые конкурентами с целью их нетрализации или превосходства по качеству воздействия.
ТАким образом психологию потребления можно считать основной составной частью экономической психологии, которая посвящена рассмотрению психологических аспектов потенциальных клиентов при взаимодействии с организациями, бизнесом и при принятии решения о преобретении услуги или товара.
Психология потребления изучает составляющие потребления как целого, в частности формирование мнения о услуге или товаре; психологические особенности поведения покупателя и др.
В качестве объекта потребительской психологии выступает социальный процесс потребления.
Предметом потребительской психологии можно считать психологические особенности потребления.
В качестве базиса потребительского поведения лежат влияющие на потребителя фаторы, и особенности самого решения о совершении покупки. Одной из задач психологии потребления является исключения такого последствие как фактор "обиженного покупателя" и "раскаяние в покупке", либо "раскаявшийся покупатель".
Такое положение вещей является последствие достаточно развитых технологий влияния на покупателя.
Таких как например:
1. Распрыскивание ароматизаторов хлеба в хлебных отделах, ароматизатора копчености в рыбных отделах, ароматизаторов ванили и карамели в конфетных отделах, аромата окисляющейся бумаги в книжных, с целью стимуляции апетита и потрбительского спроса.
2. Исскуственное ограничение во времени при покупке, когда потребителю необходимо быстро, сиюминутно принять решение о преобретении "иксклюзивного" товара или предложения. В реальных условиях, бывает так что покупатель, выгодно купивший пылесос всего за 40000 рублей, со скидкой для пенсонеров и ветеранов войны, находит такой же в магазине за 5000 рублей: активно применяется на практике, в связи с наличием недостаточно качественного законодательва. Особенно часто применяется при продажах с телевизионных каналов, при личном обходе квартир и офисов. Активно используется при технике холодных продаж.
Холодные продажи - продажи как правило при обходе офисов, квартир, прохожимо на улице, без предварительного анализа спроса, необходимости данной группы товара потенциальному клиенту и вообще желания клиента говорить с продавцом. При этом статистически предопределено в завимости от мастерства коммивояжера количество отказов, количество торговых переговоров и количество проданных единиц продукции и услуг.
Активно используется также при непосредственном обмане покупателей приходящих по объявлению в офисы продающей организации. В этом случае возможно применение помимо перечисленных и других дополнительных форм воздействия на покупателя товаров и услуг таки как:
- групповые продажи (с одним покупателем разговариет сразу несколько сотрудников продающей фирмы), такой подход может увеличить степень убеждения, сломить волю потенциального покупателя и способность к поиску доводов для отказа.
- имитация бурной деятельноси, серьезности организации, большого объема представленности на рынке в том числе международном. Офис такой компании может представлять из себя некоторое количество помещений, с евроремонтом, большим количеством техники и сотрудников, на стенах помещений и кородоров висять благодарности от международных партнеров, фотографии с выставок и с иностранными партнерами, фотографии отличившихся сотруднков. Сама обстановка такого помещения должна вызывать у клиента или жертвы манипуляций восхищение, ощущение новизны и больших перспектив. Клиент может не заметить что в этих помещениях не производится никакого реального производства или работы, кроме как обработка потеницальных клиентов или жертв манипуляций.
-цветовое оформление помещений способствующие в зависимости от применяемых технологий возбуждению или торможению психики посетителей.
-музыкальное и обанятельное воздействие с теми же целями
-кроме того возможно воздействие высоких и низких звуковых волн, микроволновое, электромагнитное с целью вызвать необходимую реацию в нужный момент.
Психологи при организации продаж занимаются адаптацией описания товаров под нужды потребителей, определение путей генерации потребительского спроса посредством генерации новик, экслюзивных предложений, скидок и промоакций, выгодных для продающей организации и иногда даже для покупателей, но не всегда.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)

← Назад к списку новостей